Меню
Про духовный этикет
На самом деле их не так много, маячков, дающих понять уровень человека.

Быть завсегдатаем йоговского коврика.

Знать в лицо вриндаванских садху, Стивена Кови и Гандапаса.

Пройти все стадии читательства: от Луизы Хей, Ричарда Баха и Звенящих Кедров до Пуран прямо на санскрите.

Жить, есть, спать, намазывать на себя исключительно эко, пристально разглядывать и разделять свой мусор в 15 котомочек.

Прощать по Гадецкому.

Очищаться по Марве.

«Быть гармоничным на всех четырех уровнях».

Держать аскезу в Великий пост до зеленых кругов перед глазами.

Отпуск проводить исключительно с духовными собратьями на ретрите.

Точно знать, сколько лет ты уже не смотришь телевизор…

Все это прекрасно создает антураж «я в теме». Но и не более того. Я могу обратить на это внимание, а могу и пропустить — кого нынче удивишь увлечением духовностью?

Но есть такие проявления человека, которые для меня говорят о нем громче дипломов и духовных регалий. Я называю это для себя умением цивилизованно общаться. А вот это, как ни печально, небывалая редкость по нынешним временам.

В отрочестве у меня была чУдная тоненькая книжица про этикет, с юмором написанная какими-то чехами. Они делились важным: как есть ножом и вилкой, чтобы люди вокруг не сочли вас быдлом, кто может первым закончить телефонный разговор и куда деть зонт в театре. Но смысл всей книжки можно было выразить в одно предложение — общайтесь так, чтобы людям хотелось продолжать этот процесс с вами, дайте им почувствовать, что вы общаетесь именно с ними и вам это общение дорого и важно. Каждый день я вижу, какой огромный пласт вопросов (личных, дружеских, семейных, профессиональных, бытовых и финансовых) даже не встает просто потому, что выстроен хороший контакт. И сколько всякой, простите, фигни (подчас тяжелой и болезненной) случается с нами именно потому, что мы не умеем общаться по-человечески.

Хотите, я на живых примерах?

Вот смотрите, как начинаются заведомо проваленные коммуникации:

- когда я получаю от неизвестного номера сообщение в WhatApp: «А вы консультируете тут?».

- когда приятельница просит о помощи и на письмо с уточняющими деталями, просто не отвечает. Следующее сообщение получаю уже через месяц, о другом.

- когда знакомая выходит на связь несколько раз в год, причем сразу везде: в телефоне, на Фейсбуке, я нужна ей немедленно. Долго вызнает детали ближайшего семинара, клянется прийти. Не приходит, не звонит, в следующий раз схема та же.

- когда в ответ на большое письмо приходит «Гы» или «ОК».

- когда, на типировании после 5-минутного общения нас называют «девчонки» и переходят на «ты».

- когда официант в кафе, видя меня в дверях, рвется навстречу — он выучил одно слово по-русски и пытается похлопать меня по плечу.

- когда близкий человек при любом несогласии с вашей позицией просто тут же молча прерывает контакт с вами.

- когда вы приезжаете в апартаменты, а хозяин где-то в другом месте, вы там сами все найдите, кто-нибудь из таксистов подскажет.

Я могу еще много, да надо ли?

Каким-то загадочным образом, куда-то в Кроличью Нору постоянно проваливается суть самых важных моментов жизни. Например, понимание того, что все внешние атрибуты духовного роста нужны нам не сами по себе, а только как инструменты для реальных внутренних перемен. Никакого другого, самостоятельного смысла ни в йоге, ни в пранаяме, ни в прочих шагах на пути просто нет. Это (или что-то другое — тут у кого как) просто учит нас видеть и ценить по-настоящему ценное. Например, человека в человеке.

Когда начинаешь ясно видеть и остро чувствовать, что все происходящее между мной и другими людьми по определению дороже моих амбиций, принципов, выгоды, обид, потраченного времени, сил, внимания. Тогда, общаясь, я легко замечаю чужие границы и стараюсь их не тревожить. Тогда я уважителен и внимателен к деталям. Тогда тот, кто рядом, чувствует, что я слушаю и слышу именно его.

Вы не представляете, как мало на самом деле человеку надо, чтобы почувствовать себя Человеком.
Но даже, Бог бы с ним — предположим, вы махровый материалист и нет вам дела до аллюзий духовности и человеколюбия. Любой маркетолог не даст мне соврать, что мы прочно ворвались в ту фазу развития мировой экономики, когда ни о какой эксклюзивности того, что вы можете предложить, нет даже речи — весь ваш новодел завтра же перекопируют конкуренты. Вспомните себя: как часто вы покупаете просто потому, что вам нравится конкретный человек, общение с ним, обслуживание, персонал, компания? И со сколькими поставщиками товаров и услуг вы перестали взаимодействовать именно потому, что они вам не нравятся? Эти дружественные для вас компании или отдельных людей отличают очень простые вещи — они поддерживают с вами искренний контакт. А конкретных проявлений этого контакта не так много, им легко можно научиться.
Автор: Юлия Кассич
Made on
Tilda