Не выдают нам инструкции к себе, увы. И если вариаций тел по-большому счету только два, то вариантов психики аж 16! Благо болевых точек все-таки немножко поменьше — общую проблемную тему имеют два соционических типа. Она одинаково неприятна для обоих, но активизирует в нас разные способы защиты.
Что значит «неприятна»?
1. Уязвимость.
Тема болевой точки — это зона нашей постоянной неуверенности, а потому наибольшей уязвимости. Хотите гарантированно выбить человека из колеи? Много не надо, достаточно одной фразы, главное — точно в цель. Причем совершенно не важно, с каким знаком будет эта информация — для «болевой» комплимент мало отличается от критики. Это открытая рана, которая болит от любого контакта, даже если вы собирались просто погладить. Говорите, вы просветленный буддист и на вас все это не работает? Давайте попробуем?
2. Мизерный объем — много времени.
Наша болевая точка работает как очень бестолковый сотрудник: ему можно дать только одно небольшое задание за один раз, а потом очень долго ждать, когда же он наконец выполнит его.
3. Принцип «Пары минут достаточно».
Этот пункт является автоматическим результатом предыдущего. Объем информации, который переполняет нашу болевую точку, настолько невелик, что обычно на это уходит от силы несколько минут. Все! Больше уже ничего положить нельзя, ждем когда переварится предыдущая!
4. «Нет!» помощи извне.
«Болевая» — это тема, которую мы можем освоить только сами, никакая помощь и опыт других людей в этой сфере нашей жизни невозможны. Тут мы живем по принципу: «У каждого своя война».
5. Защищайтесь!
Как тело непроизвольно выталкивает из себя все, что не может переварить, так и психика (в своем нормальном состоянии) отреагирует на неперевариваемую информацию из «болевой» единственным уместным способом — защитой и отторжением. Обычно именно эта реакция и выглядит как «неадекват», но это вынужденный шаг, за который нам потом бывает еще и ужасно стыдно.
6. Смерть от передозировки.
Длительное нахождение в «болевой» теме ломает психику человека, и делает его пациентом психиатрического отделения или клиентом агентства похоронных услуг. Это не гипербола, если что. Даже в нашей практике есть уже реальные примеры того, как это бывает.