Меню
Духовный путь? Вам противопоказано!
Недавно я уже рассказывала о том, как на самом деле неоднозначны популярные критерии развития: успех, финансовая независимость, целеполагание, ответственность и т. д. Согласно возможностям нашей психики (нашему социотипу) что-то из всего этого нам дано и ценно, что-то ценно, но не очень получится реализовать, что-то — не дано, не важно и таковым не станет никогда, даже если мы замучаем себя попытками измениться и чувством вины. Открытием того семинара для многих участниц было то, что все это абсолютно справедливо и в отношении духовного развития.
Фактически любая духовная школа (будь то сформировавшаяся конфессия или отдельные духовные учителя) транслируют очень похожие идеи и принципы. Опустим сейчас риторические обсуждения, что между религией и духовностью существует подчас огромная пропасть. Так оно и есть, но нам сейчас интересно другое.
Если мы соберем даже в первом приближении основные критерии духовного роста личности в самых разных школах, мы найдем там:
1. Смирение
2. Аскетичность
3. Молитвы и медитации
4. Любовь ко всем живым существам
5. Служение.
И вот тут начинаются истинные мучения даже у самых искренних последователей. Все эти качества ну никак не в состоянии ужиться в одной личности.

Например, смирение. Как оборотная сторона воли (соционический аспект — волевая сенсорика) — отказ от своих желаний, своего эго, подчинение чужой воле (наставника, учителя, старших, Бога). Эта тема гораздо легче (практически естественно) дается Есениным и Бальзакам, чуть хуже — Робеспьерам и Достоевским. Гамлеты и Джеки будут стараться, но всегда с определенными оговорками и поправками, это никогда не станет безоговорочно. Дон Кихотам и Гексли тема смирения может на какое-то время показаться важной для освоения (часто бывает в юности), но довольно быстро с нее захочется свернуть. В целом для всех интуитов потребность в наставнике и поиск такого человеке в своей жизни очень органичен. Если вспомнить еще и о том, что интуиция вообще дает возможность ориентироваться именно в мире нематериальном, непроявленном, то само собой получается, что любая духовная практика в гораздо больше мере тема интуитская, чем сенсорная.
Для сенсориков тема смирения в принципе terra incognita. Часть типов (Габен и Дюма, например), могут изобразить смирение, исключительно, чтобы от них отстали. Наполеонам, Жуковым, Драйзерам и Максимам тема внутреннего мира и состояния, связи с Богом может быть очень интересна, а сил и упорства хватит на то, чтобы следовать всему, что положено. Но в изрядной мере это так и останется следованием правилам и не больше. О смирении тут не идет даже речи. Реальной потребности в наставнике (человеке сильном, мудром, несущем знание и ответственность) у сенсориков нет. Скорее в силу интереса к теме они могут сами стать таким наставником.
Аскетичность (противовес соционическому аспекту сенсорика ощущений) — отказ от комфорта, посты, ранний подъем, ограничения в сне, тяжелый изнуряющий труд, отказ от своих желаний противоестественны для всех, у кого аспект сенсорики ощущений в ценностях (а это на минуточку ровно половина социона, 8 типов!). И тут бесполезно лукавить с собой и надеяться на то, что рано или поздно у вас получится. Что-то когда-то в небольших количествах — возможно. Но цену вы за это заплатите немалую и рано или поздно опять станете собой.
Молитвы и медитации (соционический аспект интуция времени) хороши и гармоничны для Есениных и Бальзаков (они и так практически постоянно находятся в этом состоянии, даже если формально не принадлежат ни к одному духовному пути). Джеки и Гамлеты могут очень активно и глубоко развиваться в этом направлении — это интересно и хорошо дается. Достоевским, Робеспьерам, Гексли и Дон Кихотам противопоказано длительное погружение в тему (например многочасовые медитации, Випассана, обязательное ежедневное вычитывание чего-либо — молитвенного правила, кругов мантры, 5-разовый Намаз и т. д.). Их контакт с духовным миром обычно происходит молниеносно и очень глубоко, в противном случае это приводит к затяжным депрессивным состояниям. Среди сенсориков чуть проще Драйзерам и Максимам — если их научили, они могут на какое-то время погружаться в молитвенное или медитативное состояние. Жуковым и Наполеонам сложнее — интерес к этой теме огромен, но аспект подсознательный, очень слабый и неконтролируемый, так что это выражается скорее просто как невероятный восторг от людей, которые это могут и хоть какая-то возможность побыть рядом с темой. Габены и Дюма могут на какое-то время заинтересоваться этой темой, но интерес неглубокий и довольно быстро сходит на нет. Сейчас мои слова прозвучат кощунственно, но есть два типа психики, которым противопоказаны любые медиации и молитвенные практики — это Штирлиц и Гюго. Если вы хотите сохранения здравого рассудка и долгой хорошей жизни — просто забудьте про эти темы!
Любовь ко всем живым существам (соционический аспект этика отношений) по-хорошему доступен Достоевскому и Драйзеру, в меньшей степени — Гексли и Наполеону. До определенной степени может даться Бальзаку, Габену, Штирлицу и Джеку. Все, точка. Более того: начните ждать этого от Дон Кихота или Жукова (еще хуже — если вы сам Дон Кихот или Жуков и развиваете в себе любовь к людям, укоряя за то, что получается не очень). Оставьте, не нужно.
Ну и, наконец, - служение. Вот тут наверно у меня для вас хорошая новость :) Это доступно всем! Нет такого одного аспекта, который бы позволял (или не позволял) делать это для людей.
И напоследок, чтобы у вас не осталось ощущения, что я лишила вас всего, давайте пробежимся по каждому типу и поймем, что же может стать для людей этого типа настоящей духовной практикой, органичной и безграничной, а какие стереотипы просто убираем.
Тут принцип прост: духовная практика — это то, что я могу отдать миру. А это всегда то, чего у меня много и мне совершенно не сложно этим делиться — т. е. мои сильные функции.
Итак, ваше служение и духовный рост:
1. Дон Кихот: создавать новое во благо (!) всем живым существам, поддерживать справедливость этого мира, нести знание, распространять информацию (экологические проекты, защита животных и т.д.), вдохновлять.
2. Дюма: заботиться, кормить, сопереживать в горе и в радости, поднимать упадший дух тех, кто рядом с вами (в основном, один на один).
3. Гюго: поднимать настроение всем, кто рядом, зажигать, давать людям энергию и силы, лечить, кормить и заботиться о тех, кто в этом нуждается (вы способны охватить много людей!).
4. Робеспьер: сохранять, нести и развивать духовное знание, учить, объяснять, быть примером стабильности духовного пути.
5. Гамлет: создавать людям духовный настрой, благостное состояние и настроение, вдохновлять, нести духовные знания средствами музыки, поэзии, молитвы, пения, театральных подмостков.
6. Максим: вы рождены защищать справедливость, закон, нести знания, проявлять чудеса духа и силы воли, неутомимо служить другим, не взирая ни на что, быть оплотом традиций, примером того, как не сходить с духовного пути ни при каких обстоятельствах, уметь преодолевать любые трудности.
7. Жуков: вы — главный защитник всех живых существ. Рядом с вами не должно остаться ни одного человека, которого кто-то унижает, обижает, поступают несправедливо. Вы можете развиваться, строя храмы, больницы, экопоселения, создавая красивую благостную одежду. Вы должны быть опорой и защитой для детей, стариков, матерей и животных.
8. Есенин: вы — главный двигатель духовного развития этого мира! Вы можете посвятить этому всю жизнь, стать монахом, священником, примером для всех, молиться за других людей, помогать им осваивать молитвенные практики, медитацию, йогу и т. д.
9. Джек: помимо обучения молитвенной практике, медитации и практичным знаниям, одно из самых ваших главных служений — это благотворительность. Поиск и нахождение нужных средств для тех, кто в них нуждается, организация волонтерских проектов.
10. Драйзер: ваша главная задача — отношения. Сохранение института семьи, воспитание детей, обучение подрастающего поколения, сохранение моральных качеств человечества.
11. Наполеон: вы — пример неутомимой воли и человеколюбия. Любые масштабные проекты вам по плечу — объединяйте людей во благо, будьте миротворцем! Строить, создавать красоту, сохранять природу — тоже ваше.
12. Бальзак: ваши молитвы за других очень действенны. Если вы присоедините к ним свою практическую жилку, вы обязательно найдете, как еще вы можете помочь людям.
13. Штирлиц: вы будете незаменимы там, где очень нужны ваши практические организаторские способности: организация переездных пунктов питания для тех, кто нуждается (аналог проект «Пища жизни»), помощь в онкологических больницах, уход за пожилыми. Даже организовать ремонт в детском доме — почему нет?! Ну и благотворительность — как поиск и получение нужных средств для помощи людям — тоже ваша ответственность.
14. Достоевский: вы самый человечный человек :) Вы можете помогать людям переживать любые утраты, выстраивать правильные отношения, воспитывать детей.
15. Гексли: ваш главный конек — вдохновение и вдохновление, поиск возможностей для того, чтобы помочь людям, объединение команд.
16. Габен: помогать, помогать и еще раз помогать! Словом, советом, оптимизмом, а главное — ДЕЛОМ. Мыть полы — это тоже служение и духовная практика, просто не забывайте об этом.
Каждый из нас пришел в этот мир со своими задачами. Никто не обделен и возможностями для реализации этих задач. Один разовьет свои духовные качества, подметая улицы, другой читая священные писания. Оставайтесь собой и у вас все получится.
Автор: Юлия Кассич
Made on
Tilda